Система учета и регистрации земель историко-культурного назначения в Земельный кадастр России (для объектов археологического наследия) Руководитель рабочей группы, к.и.н. С.В.ГУСЕВ Москва - Санкт-Петербург 2006 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Зав.сектором Института Наследия, к.и.н. С.В.Гусев С.н.с., Института Наследия, к.и.н.. А.В.Загорулько Заместитель начальника ГУОП г.Москвы, к.ю.н. Н.А.Потапова Заместитель начальника ГУОП г.Москвы, к.т.н. В.В.Лукьяненко ОГЛАВЛЕНИЕ стр ВВЕДЕНИЕ Порядок включения сведений о границах и режимах содержания территорий объектов археологического наследия (памятников истории и культуры) и зон их охраны в Государственный земельный кадастр. ВВЕДЕНИЕ В связи с проводимой в России земельной реформой необходимым условием сохранения историко-культурного наследия народов России является включение в Земельный Кадастр земель историко-культурного назначения, одной из основных задач является определение единых параметров учета и единых классификаторов для включения в систему Земельного Кадастра земель историко-культурного назначения. Кроме того, одним из важнейших направлений, по которым проводятся работы, является разработка процедуры отнесения земельных участков к категории земель историко- культурного назначения и наложения ограничений на землепользование (работы начались в 2001 г.). Выполнение указанных мероприятий позволит включить в Единый Государственный Реестр Земель (ЕГРЗ) РФ Единый Государственный Реестр Земель историко-культурного назначения (ЕГРЗИКН). Для разработки системы учета и контроля земель историко-культурного назначения и для установления тесного взаимодействия Государственных органов по земельной политике и органов по охране памятников всех уровней в рамках выполнения мероприятий работы велись по следующим направлениям: 1). Формирование формализованной системы сведений о землях, на которые распространяется законодательство об охране памятников истории и культуры РФ и учета земель историко-культурного назначения и памятников истории и культуры федеральными и местными органами охраны памятников: - определение единых параметров учета и классификаторов земель историко- культурного назначения; - порядок отнесения земельных участков или их частей к категории земель историко-культурного назначения; - определение режима содержания недвижимых объектов и их охранных зон Порядок включения сведений о границах и режимах содержания территорий объектов археологического наследия (памятников истории и культуры) и зон их охраны в Государственный земельный кадастр. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает несколько возможных варианта включения в Государственный земельный кадастр (ГЗК) сведений о границах и режимах содержания территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и зон их охраны. Вариант 1. При регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, находящиеся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении, аренде или безвозмездном пользовании юридических или физических лиц. Земельные участки могут быть оформлены в собственность (при условии осуществления предварительного разграничения государственной собственности на землю), постоянное (бессрочное) пользование, срочное пользование или в аренду. Основанием для осуществления регистрации в ЕГРП является наличие установленных законом правоустанавливающих документов на объекты культурного наследия и иные объекты недвижимости, расположенные в пределах границ земельного участка. По данным межевания территориальным органом землеустройства оформляется землеустроительное дело, включающее план земельного участка с указанием его целевого использования и ограничений использования, связанных с нахождением в пределах его границ объектов культурного наследия. В качестве ограничений использования могут быть признаны также аренда, функциональные сервитуты, а также специализированные ограничения, связанные с необходимостью обеспечения сохранения объекта культурного наследия, зафиксированные в охранно-арендных договорах, охранных обязательствах и охранных договорах. Регистрация земельного участка в ЕГРП осуществляется после регистрации земельного участка в едином государственном реестре земель (ЕГРЗ), и присвоения ему соответствующего кадастрового номера с обязательным указанием площади участка. Вариант 2. При регистрации (перерегистрации) в ЕГРП сделок с объектами культурного наследия (купли-продажи, прав оперативного управления или хозяйственного ведения, договоров аренды или договоров безвозмездного пользования, закрепляющих за юридическими или физическими лицами соответствующие объекты культурного наследия). Одновременно с регистрацией сделки предусмотрена регистрация ограничений на использование объектов культурного наследия, которые должны предусматривать также ограничения на использование территории, связанной с данным объектом культурного наследия (в виде паспорта, форма которого должна быть утверждена Правительством Российской Федерации). Ограничения на использование территорий объектов культурного наследия должны разрабатываться под контролем и при участии соответствующих органов охраны объектов культурного наследия на основании предварительного формирования предмета охраны данных объектов культурного наследия. Ограничения на использование территории, зарегистрированные в ЕГРП могут быть включены в ЕГРЗ по существующей форме земельного кадастра либо в виде ограничений на использование земельного участка (смотри вариант 1) либо в виде режимов содержания соответствующей территориальной зоны (смотри вариант 4). Вариант 3. Включение сведений в ГЗК в случае изменения действующей категории земель на земли историко-культурного назначения при регистрации объектов недвижимости в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Реестр) (или заключении историко- культурной экспертизы о признании объекта недвижимости выявленным объектом культурного наследия). В этом случае, если специально не указано иное, ограничения устанавливаются на территорию объекта культурного наследия (при наличии соответствующего описания границ - межевания) или земельный участок, находящийся непосредственно под объектом культурного наследия. Ограничения имеют как общий характер, связанный с положениями действующего законодательства об охране объектов культурного наследия, так и учитывают особенности данного объекта, фиксируемые в соответствующих охранных документах. В ГЗК представляются сведения о границах территории объекта культурного наследия (земельных участках, составляющих его территорию) и режимах ее содержания на основании выписки из Реестра соответствующим органом охраны объектов культурного наследия по особой форме (требует разработки и утверждения соответствующим нормативным правовым документом Правительства Российской Федерации). При этом действующая категория земель изменяется на категорию земель историко- культурного назначения автоматически при регистрации объекта в Реестре, поскольку в соответствующем решении органа исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации должно быть зафиксировано необходимое изменение категории земель. Процедура регистрации объектов культурного наследия в Реестре является длительной и требует предварительного определения предмета охраны для каждого объекта культурного наследия, а также проведения межевания границ территорий объектов культурного наследия. Вариант 4. Включение сведений об ограничениях, связанных с землями историко- культурного назначения, в ГЗК при утверждении в установленном порядке зон охраны объектов культурного наследия. В этом случае в пределах границ территорий каждой из утверждаемых зон охраны объектов культурного наследия формируется специальная территориальная зона, в которой устанавливаются ограничения на землеустроительную, земляную, градостроительную, строительную или иную деятельность в виде специальных режимов осуществления хозяйственной деятельности, определенных законодательством об охране объектов культурного наследия в части зон охраны и требованиями соответствующего органа охраны объектов культурного наследия. Официальный источник информации о территориальной зоне - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об утверждении границ и режимов содержания зон охраны или соответствующий орган охраны памятников как хранитель необходимой документации. В соответствующий проект нормативного правового документа должны быть включены положения о регистрации утверждаемых зон охраны в ГГК и в ГЗК в виде соответствующих территориальных зон. Вариант 5. Непосредственное изменение категории земель на земли историко- культурного назначения (допустимо использовать, в основном, для достопримечательных мест и историко-культурных заповедников). Осуществляется нормативными правовыми документами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или администрацией муниципального образования в пределах их компетенций. Возможно только после осуществления разграничения государственной собственности на землю в установленном порядке. Обязательным условием является нормативный правовой акт об изменении категории земель. Процедура регистрации земель историко-культурного назначения в ЕГРЗ при наличии нормативного правового акта осуществляется в установленном порядке. Представление документов в ЕГРЗ осуществляется в установленном порядке уполномоченным органом, указанным в тексте нормативного правового документа (как правило соответствующий орган охраны объектов культурного наследия). Включение сведений в ГЗК по всем вариантам должно осуществляться на основании формирования специализированной учетной формы. Порядок заполнения полей учетной формы приведен ниже. Утверждение формы может быть осуществлено в рамках утверждения положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также иным нормативным правовым документом (например, совместным приказом Минкультуры России и Росземкадастра). Включение сведений о границах и режимах содержания территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и зон их охраны в Государственный земельный кадастр. Порядок заполнения полей учетной формы для включения в Государственный земельный кадастр сведений о границах и режимах содержания территорий объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) и зон его охраны. 1. План границ территорий, зон охраны объекта и границ современного землепользования (землеотводов). Используется картографическая подоснова масштаба 1:2000 [1], на которую наносятся следующие графические объекты: - контур памятника, ансамбля или достопримечательного места [2] (для зданий, сооружений, объектов монументальной скульптуры, объектов садово-паркового искусства, археологических объектов, объектов исторического некрополя и т.д., а также их ансамблей и достопримечательных мест) в качестве существующего ограничения землепользования; - граница территорий памятника, ансамбля или достопримечательного места, утвержденных в установленном порядке в качестве земель историко-культурного назначения; - граница охранной зоны памятника, ансамбля или достопримечательного места, утвержденная в установленном порядке; - граница зоны регулирования застройки памятника, ансамбля или достопримечательного места, утвержденная в установленном порядке; - граница зоны охраняемого ландшафта памятника, ансамбля или достопримечательного места, утвержденная в установленном порядке; - границы современного землепользования (землеотводов)[3]. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 2. Вид объекта культурного наследия. Указывается вид объекта культурного наследия (памятник, ансамбль или достопримечательное место) или вид памятника истории и культуры[4] (архитектуры, истории, монументального искусства, археологии). Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 3. Реестровый номер объекта [5]. Указывается индивидуальный номер памятника, ансамбля или достопримечательного места в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, номер в реестре субъекта Российской Федерации [6] или охранный номер. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований), а также государственных органов охраны памятников. 4. Местонахождение объекта. Указывается адрес или описание расположение памятника, ансамбля или достопримечательного места с определением ориентиров. - общие - регион, район, населенный пункт; - кроме того, для населенных пунктов - адрес владения, связанного с объектом (улица, дом, корпус, строение и т.п.), адрес захоронения (номер участка, номер могилы, номер урны и т.п.) или топонимическое описание местонахождения (для объектов археологии и монументального искусства); - кроме того, для межселенных территорий - топонимическое описание местонахождения. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований), сведения БТИ. 5. Наименование объекта. Указывается официальное наименование памятника, ансамбля или достопримечательного места, под которым он был принят под государственную охрану. При необходимости государственный орган охраны памятников вправе использовать уточнения наименования, заключенные в скобки. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований), заключения государственной историко-культурной экспертизы. 6. Сведения об охранном статусе объекта [7]. Указывается категория охраны (федеральный, региональный, местный или выявленный объект), дополнительные сведения об отнесении памятника, ансамбля или достопримечательного места к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, а также о включении его в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований), а также решения Комитета Всемирного Наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы. 7. Сведения об утвержденном предмете охраны объекта и установленных режимах его содержания. Указывается утвержденные предмет охраны памятника, ансамбля, достопримечательного места и установленные режимы его содержания. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований), охранно-арендный договор, охранный договор, охранное обязательство. 8. Сведения о документах о принятии объекта под государственную охрану. Указываются реквизиты документов органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований) и международных документов о принятии памятника, ансамбля или достопримечательного места под государственную охрану (муниципальную охрану) - вид документа, дата принятия, номер и наименование документа. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 9. Сведения о документах об утверждении границ территорий объекта. Указываются реквизиты документов органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований) об утверждении границ территорий памятника, ансамбля или достопримечательного места в качестве границ земель историко-культурного назначения - вид документа, дата принятия, номер и наименование документа. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 10. Документы об утверждении зон охраны объекта. Указываются реквизиты документов органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований) об утверждении границ зон охраны памятника, ансамбля или достопримечательного места в качестве ограничений на землепользование, землеустроительную, градостроительную, строительную мелиоративную и иную хозяйственную деятельность - вид документа, дата принятия, номер и наименование документа. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 11. Площадь территории объекта. Указывается площадь территории памятника, ансамбля, достопримечательного места в его границах. При отсутствии утвержденной границы территории указывается площадь памятника по его периметру. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 12. Площадь охранной зоны объекта. Указывается площадь в границах утвержденной охранной зоны памятника, ансамбля или достопримечательного места. При отсутствии утвержденной охранной зоны ставится прочерк. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 13. Площадь зоны регулирования застройки объекта. Указывается площадь в границах утвержденной зоны регулирования застройки памятника, ансамбля или достопримечательного места. При отсутствии утвержденной зоны регулирования застройки ставится прочерк. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 14. Площадь зоны охраняемого ландшафта объекта. Указывается площадь в границах утвержденной зоны охраняемого ландшафта памятника, ансамбля или достопримечательного места. При отсутствии утвержденной зоны охраняемого ландшафта ставится прочерк. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 15. Таблица координат узловых (поворотных) точек [8] границы объекта. Указываются в порядке обхождения контура границы памятника, ансамбля или достопримечательного места по часовой стрелке в возрастающем порядке XY- координаты узловых точек, а также расстояния по прямой линии от предыдущей точки и азимуты от предыдущей точки. При большом количестве точек используется соответствующий вкладыш. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований), а также землеустроительные документы. 16. Сведения о землепользователях. [9] Указываются землеотводы в границах территории памятника, ансамбля или достопримечательного места, а также реквизиты [10], связанных с ними землепользователей. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований), а также землеустроительные документы. 17. Описание границ охранной зоны объекта. Указывается топонимическое описание границ охранной зоны памятника, ансамбля или достопримечательного места [11]. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 18. Описание границ зоны регулирования застройки объекта. Указывается топонимическое описание границ зоны регулирования застройки памятника, ансамбля или достопримечательного места. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). 19. Описание границ зоны охраняемого ландшафта объекта. Указывается топонимическое описание границ зоны регулирования застройки памятника, ансамбля или достопримечательного места. Документальные источники - соответствующие решения органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (администраций муниципальных образований). ПРИМЕЧАНИЯ 1 Например, в г.Москве - это единая государственная картографическая основа масштаба 1:2000. 2 Здесь и далее в качестве "памятника", "ансамбля" и "достопримечательного места" используются понятия Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". 3 Сформированные по существующим землеустроительным делам в указанных границах территорий памятника, ансамбля или достопримечательного места и их зон охраны. 4 В соответствии с федеральным законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры 5 Под "реестровым номером объекта" понимается индивидуальный номер объекта культурного наследия, присваиваемый при включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 6 Аналогично предыдущей сноске. 7 Здесь и далее под охранным статусом объекта культурного наследия понимается совокупность режимов обеспечения его государственной охраны, сохранения и использования, установленных нормативными правовыми документами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрациями муниципальными образований в пределах их компетенции, а также международными документами. 8 Под узловыми (поворотными) точками границы объекта здесь и далее понимаются точки на картографической основе, являющиеся узлами прямых линий, формирующих границу объекта. Координаты данных точек рассчитываются в местной системе координат. Порядок обхода (нумерации) точек выбирается по часовой стрелке, начиная от базовой точки. Линия визирования каждой следующей точки формирует длину соответствующего отрезка и его азимут. 9 Под землепользователями здесь и далее понимаются юридические и физические лица, зарегистрировавшие право на земельные участки, связанные с территориями памятников, ансамблей или достопримечательных мест, а также с зонами их охраны. 10 К реквизитам землепользователей относятся вид землепользователя, наименование, организационно-правовая форма, ИНН, юридический адрес, телефон, а также кадастровый номер, площадь и вид права соответствующего земельного участка. 11 Имеется в виду описание границ, существующее в приложении к соответствующим нормативным документам