РЕЗОЛЮЦИЯ участников II Всероссийской конференции "Сохранение исторического и культурного наследия России" (программы, законы) Санкт-Петербург, 12 октября 2005 г. Участники II Всероссийской конференции "Сохранение исторического и культурного наследия России (программы, законы)" всесторонне обсудив комплекс вопросов, посвященных проблемам сохранения историко-культурного наследия России, пришли к выводу, что современное состояние большинства исторических и культурных объектов страны следует признать неудовлетворительным, а в некоторых случаях критическим. Известны случаи полной потери и утраты памятников истории и архитектуры. В процессе становления в России рыночной экономики вопросы культуры оказались за рамками надлежащего государственного регулирования. Отсутствие четкой, сформированной политики по реализации функций государства, таких как охрана, поддержка и развитие данных отраслей общественных отношений, а так же несовершенство правовой системы по обеспечению реализации прав граждан в социальной сфере, привели к нарушению нормального функционирования системы социальных учреждений. Результатом явились процессы хаотичного разрушения элементов социальных сфер, а в ряде случаев к невосполнимой утрате национального достояния в масштабах страны. В условиях экономического роста, относительной стабильности экономики страны последних лет, одной из приоритетных политик страны является решение остро стоящих проблем в области культуры, посредством реализации федеральных целевых программ "Культура России 2001-2005" и "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов 2002-2010", благодаря чему удалось значительно снизить темпы роста негативных явлений. В наиболее значимых областях наблюдается интенсивное развитие социально значимых отраслей. Одной из основных целей реализации первых этапов программ явилась придание импульса социально-экономическому развитию отрасли, отчасти цель была достигнута. Во многих городах были разработаны или находятся на стадии разработки программы, определяющие стратегию сохранения и развития города. Например, разрабатываемая программа комплекса мероприятий, приуроченных к юбилею города Великий Новгород, как к общенациональному событию государственного значения, которая направлена на развитие культурно промышленного сектора города и области, в том числе и по сохранению объектов культурного наследия, туристической индустрии. Но в условиях дотационности многих регионов, бюджеты региональных целевых программ не способны самостоятельно поддерживать развитие отрасли в целом. Итоги реализации первых этапов федеральных целевых программ показали, что недостаточное финансирование отрасли не единственная проблема, к числу первоочередных относятся также проблемы нормативно-правового характера. В частности, неоднократно возникали вопросы, связанные с критериями отнесения объектов культурного наследия к той или иной категории историко-культурной значимости. В предлагаемом проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" делается попытка определить основные критерии отнесения объекта культурного наследия к определенным категориям историко-культурной значимости. Конференция предлагает не детализировать в законе критерии, определяя их с помощью историко-культурной экспертизы. В текущий период в ходе принятия нового законодательства в сфере охраны культурно-исторического наследия, а также административной реформы и регулирования взаимоотношений между федеральным центром и регионами выявлены проблемы в области оценки стоимости работ на объектах культурно-исторического наследия. Объективное существование трех нормативных баз по ценообразованию в сфере сохранения объектов культурного наследия в условиях отсутствия региональных (инфляционных) коэффициентов к базисным нормам при текущей реализации федеральных программ по реставрации, привело к тому, что проектно- сметная документация в разных субъектах Российской Федерации разработана с применением различных вышеуказанных базисных реставрационных норм и требует различных по методологии составления и величине регуляторов. Кроме того, в сложившейся ситуации региональные специализированные организации вынужденно принимают нерегламентированные решения в сфере ценообразования, что приводит к претензиям и массе вопросов со стороны контрольных и правоохранительных органов. На сегодняшний день существует объективная необходимость выделения реставрации в отдельную, самостоятельную отрасль, предполагающая закрепление соответствующих положений в законодательстве Российской Федерации. В первую очередь необходимо произвести кодификацию ремонтно-реставрационных работ, которые в настоящее время не входят в перечень Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, в результате чего данные работы не рассматриваются как вид экономической деятельности. Выделение отрасли позволит оптимизировать налогообложение, ввести в Общероссийские классификаторы профессий и должностей соответствующие профессии и должности, открыть возможность обучения по соответствующим специальностям и делать соответствующие записи в трудовых книжках. Из практики прошлого и настоящего известно, что для сохранения и развития национального, культурного достояния страны государственной поддержки не достаточно. В России на протяжении всей ее истории существовал в различных формах институт негосударственной поддержки социально-значимых сфер общественных отношений. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к переходу от государственного к смешанному, многоканальному финансированию указанных сфер, которое предполагает сочетание государственных субсидий, оказание поддержки частного сектора и доход, получаемый в результате собственной деятельности субъекта. Безусловно перспективной является форма доверительного (трастового) управления объектами национального наследия, принятого во многих странах мира. Одной из форм оказания негосударственной поддержки социально-значимым сферам общества является меценатская деятельность. Комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации регулирующего общественные отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность, выявил значительные пробелы, восстановление которых предполагает разработку и принятие соответствующих нормативно-правовых актов. Необходимо законодательно закрепить основы правового регулирования меценатской деятельности, определить возможные формы обеспечения и поддержки органами государственной власти, установить правовые механизмы, стимулирующие частный сектор вкладывать финансовые средства в сохранение и развитие национального культурного достояния, через предоставление системы льгот и поощрений. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 марта 2005 года по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и президиума Совета при Президенте Российской федерации по культуре и искусству, участники конференции решили: 1.Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральное агентство по культуре и кинематографии создать координационный совет и рабочую группу по государственной политике в области реставрации памятников истории и культуры России. Привлечь в рабочую группу представителей Государственной Думы и Федерального Собрания РФ, Министерства образования и науки РФ, Российскую Академию Архитектуры и Строительных Наук, НП "Северо-западная ассоциация реставраторов", Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры, и других представителей общественных и научных организаций Российской Федерации. 2. Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственную Думу и Федеральное Собрание РФ учесть при разработке проекта Федерального закона "О меценатах и меценатской деятельности в Российской Федерации", а так же при приведении в соответствие с ним нормативно-правовых, подзаконных актов законодательное закрепление системы стимулирования и поощрений меценатской деятельности, систему и механизмы предоставления экономических и иных льгот меценатам. 3. Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральное агентство по культуре и кинематографии ускорить утверждение базовых сметных норм на ремонтно-реставрационные работы, включая региональные (инфляционные) коэффициенты. Обеспечить постоянное финансирование разработки и дальнейшего совершенствования системы ценообразования в деле сохранения культурного наследия с финансовым участием "Северо-западной ассоциации реставраторов" и субъектов Российской Федерации. 4. Предложить Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральному агентству по культуре и кинематографии разработать инструкцию по согласованию и утверждению проектно-сметной документации на реставрацию. 5. Поддержать организационный комитет по подготовке 1150-летия Великого Новгорода в 2009 году и просить Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Федеральное агентство по туризму включить памятники истории и культуры Федерального значения в программу финансирования, соответствующих федеральных целевых программ. 6. Провести третью конференцию "Сохранение исторического и культурного наследия России" в III квартале 2006 года. НП "Северо-западная ассоциация реставраторов" как организатор конференций проводимых Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ определить место (по согласованию с регионами) проведения конференции, темы и участников. 7. Предложить Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральному агентству по культуре и кинематографии выйти с инициативой Правительства РФ об изменении паспорта ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010)". 8. Согласиться с предложением о включении в ФЦП "Культура России 2006-2010" финансирование разработки обоснований инвестиций и проектов реконструкции, технического переоснащения, модернизации, капитального ремонта и реставрации объектов учреждений культуры. 9. В связи с вступлением в силу с 01.01.05 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" рекомендовать Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральному агентству по культуре и кинематографии организовать разработку, с привлечением к разработке Государственный Университет Высшая Школа Экономики, и утверждение методических рекомендаций по организации конкурсов по размещению государственного (муниципального) заказа на выполнение работ, связанных с реставрацией объектов культурного наследия. 10. С целью сохранения ведущих кадров в области реставраторов РФ поддержать инициативу ГУП "Центр научно-реставрационные, проектные мастерские" по реорганизации существующих государственных научно - проектных институтов в единую организацию "Национальный институт реставраторов". ГУП ЦНРП данные предложения передать в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральное агентство по культуре и кинематографии. 11. Поддержать инициативу Национального Центра Опеки Наследия по доверительному управлению охраны культурного наследия и предложить Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральному агентству по культуре и кинематографии провести по указанному вопросу совместное совещание с представителями Государственной Думы, Федерального Агентства по Управлению Федеральным имуществом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью оказания содействия Национальному Центру Опеки Наследия в разработке нормативно-правовых актов по данному вопросу. 12. Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральное агентство по культуре и кинематографии рассмотреть возможность введения общегосударственной процедуры аттестации работников занятых в сфере сохранения (реставрации) и охраны культурного наследия. 13. Поручить НП "Северо-западной ассоциации реставраторов" обобщить предложения, поступившие в ходе обсуждения вопросов, вынесенных на "круглые столы" и направить протоколы участникам конференции.